Пришла пора расставаться со Спасским на долгое время. Тургеневы решили переселиться в Москву, чтобы подготовить детей к поступлению в учебные заведения. Здесь Тургенев учился в частных пансионатах, а затем в 1833 г. поступил на Словестный факультет Московского университета. Московский университет в 30-х годах стал центром общественной и политической жизни страны. В те годы студенческая молодежь увлекалась философскими и политическими вопросами. Заботясь о судьбах своего народа, о будущем своей Родины, передовые студенты объединялись в кружки, в которых обсуждали насущные проблемы общественного развития России. Несмотря на правительственные репрессии по отношению к университету, политическая жизнь в его стенах не замирала. Напротив, как справедливо писал преследуемый тогда правительством за сен-симонизм Герцен, "Опальный университет рос влиянием, в него, как в общий резервуар, вливались юные силы России со всех сторон, из всех слоев; в его залах они очищались от предрассудков, захваченных у домашнего очага, приходили к одному уровню, братались между собой и снова разливались во все стороны России, во все слои ее".
Естественно, что Тургенев был в курсе всех этих общественно-политических, философских споров и отразил многие из них в своих произведениях. Курс в Московском университете Тургеневу не пришлось закончить, т.к. вскоре его семья переехала в Петербург и он перевелся в Петербургский университет.
Университетские годы ознаменовались первыми литературными опытами молодого Тургенева. В эти годы он познакомился с виднейшими литераторами. Окончив курс по филологическому факультету Санкт-Петербургского университета в 1837 г., Тургенев весною 1838 г. отправился доучиваться в Берлин. Ему было всего 19 лет, и, по словам Тургенева, об этой поездке он мечтал давно. Он был убежден, что в России возможно набраться некоторых приготовительных сведений, но что источник настоящего знания за границей. Тургенев весьма ясно сознавал все невыгоды подобного отторжения от родной почвы, прерывание всех связей и нитей, прикрепляющих его к тому быту, среди которого он вырос. Но делать было нечего. Тот быт, та среда (помещичья, крепостная), к которой он принадлежал - не представляли ничего такого, что могло бы его удержать. Напротив, все, что он видел вокруг себя, возбуждало в нем чувство смущения, негодования. Нужно было либо покориться и смиренно побрести общей кашей, по избитой дороге; либо отвернуться разом, оттолкнуть от себя "всех и вся", даже рискуя потерять многое, что было дорого и близко его сердцу. Тургенев так и сделал. Он бросился вниз головою в "немецкое море", долженствующее очистить и возродить его. Тургенев другого пути перед собой не видел. Он не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что он возненавидел; для этого у него недоставало надлежащей выдержки, твердости характера. Ему необходимо было удалиться от своего врага затем, чтобы у самой дали напасть на него. В его глазах враг этот имел определенный образ, носил известное имя: враг этот был - крепостное право. Под этим именем он собрал и сосредоточил все, против чего он решился бороться до конца - с чем он поклялся никогда не примириться.
Комментариев нет:
Отправить комментарий