Художественные искания и открытия Тургенева во многом содействовали формированию и быстрому развитию демократической культуры русского народа. "Записки охотника" (1847-1852) - одно из крупнейших произведений русской литературы ХIХ века, которое по достоинству может быть названо художественной летописью русской народной жизни. В "Записках охотника" он запечатлел целую эпоху в жизни России и нанес ощутимый удар по крепостничеству. Основное внимание в "Записках..." Тургенев сосредоточил на темах вопиющей социальной несправедливости в отношениях помещиков к крестьянам и поруганного человеческого достоинства русского мужика. Жестокость и эгоизм помещиков, их самодурство и пренебрежение к крестьянству, нежелание считать мужика человеком, роскошь и расточительство, обеспечиваемых ценой ущемления жизненных интересов народа.
С огромной теплотой, сочувствием и проникновенностью пишет Тургенев о русском крестьянине. Писателя волнует бесправное положение крестьян, судьбы которых определены словами однодворца Овсянникова в одноименном очерке: "С мужиком, как с куклой поступают: повертят, повертят, поломают да и бросят. И приказчик, крепостной человек, или управитель из немецких уроженцев, опять крестьянина в лапы заберет". Для Тургенева крестьянин - человек, наделенный настоящим природным умом, добрым и отзывчивым сердцем, преисполненный различных талантов. Тургенев показывает нам, что крестьянин достоин иметь человеческие права. В очерках "Свидание", "Певцы", "Живые мощи" и других, Тургенев обратил внимание читателя на высокий моральный облик крестьянина, раскрыл внутренний мир его чувств и переживаний, показал крестьян тонкими ценителями природы, умеющими поэтически воспринимать ее дары. Но, поэтизируя героев из народа, Тургенев показал и протест, борьбу. Он запечатлел различные возможные в те годы формы крестьянского протеста против помещиков. В очерке "Малиновая вода" изображен мужик Влас, который дерзнул отправиться ходоком в Москву и просить барина об уменьшении оброка или о переводе на барщину. Тургенев унаследовал от Пушкина удивительную способность извлекать поэзию из любого прозаического явления и факта, поэтому все то, что на первый взгляд может показаться серым и банальным, под пером Тургенева приобретает лирическую окраску и рельефную живописность. Особенно поэтичны летние пейзажи: июльское утро с росистой, побелевшей травой и воздухом, напоенным свежей горечью полыни, медом гречихи и "кашки" ("Лес и степь"); вечерний лес, преображающийся под лучами заходящего солнца, знойный полдень с его неповторимой тишиной и, наконец, незабываемые ночные краски, шорохи и запахи, которые автору дороже всех красот Италии и Швейцарии, Германии и Франции. В "Записках охотника" Тургенев обрел свою собственную реалистическую художественную манеру, вполне нашел себя как художник.
С "Записками охотника", а также с повестями и поэмами 40-х годов тематически и идейно перекликается драматургия Тургенева. Располагая большим материалом, свидетельствующем об оскуднении и моральной деградации помещиков, Тургенев не мог и не хотел ограничиться лишь обобщением его во форме очерков "Записок охотника". Часть наиболее острого и сценичного материала, естественно, попала в пьесы. Так возникли сцены из петербургской жизни молодого дворянина, озаглавленные весьма выразительно - "Безденежье" и комедия "Завтрак у предводителя". В пьесах Тургенева мы можем увидеть многочисленную галерею типов в ее неповторимом своеобразии: тонко выдержаны характеры, увлекательно развивается диалог, предельно ясна речевая характеристика персонажей.
Увлечение Тургенева драматургией не было продолжительным. Вскоре он возвратился к повести, а затем нашел свою излюбленную эпическую форму - роман. Однако тематика, затронутая в драматургии, не исчезла. Писатель продолжал разрабатывать ее в других формах.
Комментариев нет:
Отправить комментарий